|
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
Мнения о нас:
|
Скидки на лечение
Акции медцентров
|
Роль менеджера сестринского дела в организации амбулаторно-поликлинической помощи больным с патологией опорно-двигательной системыИ. Н. Кузнецова, Н. А. Полляк, Н. В. Саевец, Р. А. Корнев МУЗ Городская клиническая больница № 9, г. Челябинск Реформа, начавшаяся в здравоохранении, затронула широкий комплекс проблем, касающихся улучшения качества медицинской помощи населению, повышения эффективности работы медицинских работников и лечебно-профилактических учреждений в целом. Одной из задач реформы здравоохранения является расширение объема медицинской помощи населению по профилактике и лечению заболеваний и последствий повреждений опорно-двигательной системы на поликлиническом этапе. Решением этой проблемы является организация стационарозамещающих технологий. На базе МУЗ ГКБ № 9 эти подразделения представлены стационаром на дому и дневным стационаром для больных с патологией опорно-двигательной системы. Новая лечебная формация позволяет решить ряд важных проблем: повысить эффективность использования коечного фонда без потери качества медицинской помощи; организовать медико-социальную помощь хроническим больным, инвалидам, лицам старшего возраста, детям; проводить активное лечение с сохранением привычных социальных связей и контактов больного, исключая развитие социальной дезадаптации и так называемого синдрома «госпитализма». Особенности курации пациентов с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата диктуют необходимость преемственного обслуживания больных. При этом становится возможным квалифицированное и поэтапное лечение больных от острого периода травмы до реабилитации в едином звене: круглосуточный стационар - стационар на дому - дневной стационар. В связи с реформой здравоохранения, затронувшей в первую очередь амбулаторно-поликлиническую службу, потребовались серьезные и продуманные преобразования в организации сестринской деятельности в условиях новой лечебной формации. Немаловажное значение имеет активное формирование общественного мнения по отношению к новой экономической форме организации дневных стационаров и стационаров на дому. Органы управления здравоохранения определили основные задачи совершенствования сестринской практики, которые изложены в «Концепции развития сестринского дела»:
На сегодняшний день отмечается тенденция отставания сестринской практики от сестринского образования, заключающаяся в оторванности теоретического сестринского дела от реального практического здравоохранения, в недооценке научных принципов и подходов в организации труда сестринского персонала. Торможение сестринского дела в первичном звене происходит вследствие низкого уровня управления специалистами сестринского дела как по горизонтальной, так и по вертикальной фрагментации. При этом страдают все управленческие функции: организация и планирование, координирование и прогнозирование, регулирование и регламентирование, стимулирование, контроль и анализ. Сказывается и отсутствие экономически обеспеченных программ реформирования сестринского дела, необходимых законов, регулирующих и регламентирующих сестринскую практику; стандартов сестринской деятельности, учитывающих имеющиеся реалии - материальные, кадровые, технологические. А также обращает на себя внимание малое число управленцев сестринского дела, владеющих в современных условиях методами маркетинга и лизинга, способных провести экспертизу качества и эффективности сестринской помощи. В последние годы многие страны заняты решением проблемы повышения роли сестринского персонала в здравоохранении. Традиционно медицинская сестра, выполняющая роль технического помощника врача, должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера в команде медиков. Она должна быть не только ассистентом врача, но и работать непосредственно с пациентом и населением, выполняя единую задачу - укрепление здоровья населения. В современной модели медицинские сестры, кроме ухода за больными, принимают активное участие в реабилитационном процессе и профилактике заболеваний. Оказывая сестринскую помощь, медицинская сестра должна синтезировать не только лечебную, профилактическую, социальную, но и психологическую помощь. При этом выделяются два уровня сестринского персонала. Первый - на приеме, второй - обслуживание пациентов на дому. Согласно этим уровням, медицинская сестра работает не только с больными, но и со здоровыми людьми. Расширение объемов сестринского ухода в стационаре на дому для травматолого-ортопедических больных позволит: перераспределить рабочее время врача, которое он может более рационально использовать для амбулаторного приема пациентов в дневном стационаре; снизить процент осложнений; снизить сроки пребывания пациентов на последующих этапах реабилитации; повысить роль среднего звена медработников в технологии лечебного процесса. Современные условия требуют подготовки медицинских сестер, обладающих знаниями в области экономики, психологии и педагогики, а следовательно, возникает потребность в совершенствовании системы управления сестринскими кадрами. Медицинская сестра - менеджер с высшим образованием - служит соединяющим звеном между врачом и работниками среднего звена. В России уже идет подготовка таких специалистов на факультетах Высшего сестринского образования (ВСО). Важным направлением ВСО является подготовка медицинских менеджеров и преподавателей сестринского дела. В современных условиях реформирования здравоохранения для оценки эффективности происходящих изменений большое значение имеет рассмотрение социальных аспектов проблемы отношения населения к деятельности отделений «стационар на дому» и качеству оказываемой медицинской помощи. Медицинские и социальные работники рассматривают удовлетворенность медицинским обслуживанием в качестве универсального критерия, отражающего оценку качества медицинской помощи. С целью исследования основных направлений деятельности стационара на дому травматолого-ортопедического профиля было проведено анкетирование пациентов. Оно позволило оценить удовлетворенность качеством медицинской помощи, организацией работы отделения, выявить социально-желательные качества сотрудников, наиболее значимые для пациентов, а также их отношение к работе стационаров на дому. Нами была составлена анкета, включающая 16 вопросов, позволяющих получить представление о мнении респондентов относительно изменений, происходящих в оказании амбулаторно-поликлинической помощи в условиях новой лечебной формации. Как показало исследование, среди респондентов неполное среднее образование имеют 8,2% опрошенных, среднее образование имеют 9,2%; 63,8% опрошенных имеют среднеспециальное; 18,8% - высшее, (рис. 1). При изучении анкет выяснилась определенная корреляция уровня образованности и уровня жизни, в том числе жилищных условий. Так, 76,3% опрошенных, имеющих высшее образование, имеют благоустроенную квартиру, работают на крупном промышленном предприятии, 1,5% имеют свой дом и работают в частной фирме. При анализе полученных данных было выявлено следующее: 62,4% респондентов имеют травму одной из нижних конечностей, 16,5% - обеих нижних конечностей, 9,8% - эндопротез тазобедренного сустава, 5,3% - сочетанную травму, 1,2% - травму позвоночника. 77% респондентов - это пациенты трудоспособного возраста. Рис. 1. Уровень образованности респондентов При изучении вопроса «каким видом транспорта респонденты добираются в медицинское учреждение для осмотра» оказалось, что лишь 12% опрошенных имеют личный автотранспорт, 25,5% могут себе позволить проезд на такси, 62,5% опрошенных воспользовались бы общественным транспортом. На вопрос: «где удобнее проходить послеоперационное наблюдение» 58,1% опрошенных ответили в стационаре на дому; 20,4% - в дневном стационаре поликлиники, 17,8% - в круглосуточном стационаре (рис. 2).
Следует отметить, что большее предпочтение послеоперационному наблюдению в круглосуточном стационаре отдают пациенты старших возрастных групп. 100% респондентов считают необходимым и оправданным организацию стационара на дому для травматолого-ортопедических больных. Основными качествами медицинских работников, посещающих пациентов в СД, 38,4% опрошенных считают тактичность, доброжелательность; 32,1% - умение давать четкие рекомендации; 30,5% - профессионализм; 15,3% - умение слушать; 11,1% - умение убеждать. Исследованием установлено, что основная масса респондентов (88,9%) считает медицинскую сестру профессионалом и удовлетворена ее доброжелательным отношением; 19,6% - ценят ее профессионализм, но считают, что ей недостаточно личностных качеств для работы; 1,8% - не счита¬ют ее профессионалом, но отмечают ее доброжелательное отношение и внимание к пациентам. На вопрос «Удовлетворяет ли Вас осмотр врача-травматолога на дому?» 75,6% опрошенных ответили «да»; 18,4% - чаще «да», чем «нет»; а 5,1% - чаще «нет», чем «да». 80,2% ответивших на вопрос «чаще «нет», чем «да» причиной указали недостаток внимания со стороны врача. Изучение вопроса о возможности обеспечения ухода в домашних условиях родственниками показало, что 33,4% респондентов уверены в получении полноценного ухода (в основном это отметили лица в возрасте до 49 лет), 51,5% уверены в частичном уходе; 10,2% утверждают, что уход осуществим, если медицинские работники обьяснят его основные правила; 4,9% затруднились ответить. На вопрос «Возможна ли организация в СД службы сестринского ухода?» 76,8% ответили положительно; 12,4% затруднились ответить (рис. 3).
При изучении вопроса о функциях, которые могла бы выполнять медицинская сестра на дому, особо были отмечены перевязки больных с аппаратами Илизарова и послеоперационными ранами - 23,1% респондентов. Оценку состояния послеоперационных ран и мест выхода спиц аппарата Илизарова доверили бы 13% опрошенных, 80% опрошенных пожелали, чтобы медицинская сестра выполняла массаж и ЛФК, а также занималась разработкой контрактуры сустава. 8% заинтересовала школа обучения больных уходу за аппаратом Илизарова, 2,5% опрошенных - оформление посыльных листов. На вопрос об основных направлениях деятельности работы менеджера сестринского дела в работе стационара на дому 96% опрошенных предпочли, чтобы такой специалист организовывал работу среднего медицинского персонала. Обучение персонала и ведение статистической документации доверяют 84,2% врачей травматологов-ортопедов, 31,5% предоставили бы ему заниматься различного рода экономическими вопросами и объемом работы, который на данный момент вы¬полняет старшая медицинская сестра отделения ДС и СД. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что расширение службы сестринского ухода на дому для больных с патологией опорно-двигательной системы реально возможно, но требует обучения медицинских сестер по специально разработанным программам, и на должность руководителя подразделения сестринского ухода должна быть назначена медицинская сестра, окончившая факультет Высшего сестринского образования. Предложения: 1. Рекомендуем в крупных клиниках города шире развивать систему дневных стационаров и стационаров на дому для больных с патологией опорно-двигательной системы. 2. Организовать подразделение сестринского ухода в стационаре на дому для больных ортопедо-травматологического профиля. 3. Назначить на должность руководителя сестринского ухода медицинскую сестру, окончившую факультет ВСО. 4. Разработать программы обучения медицинских сестер для самостоятельного ведения пациентов на дому с патологией опорно-двигательной системы. 5. Возложить обязанности по разработке программ обучения медицинских сестер на сестерменеджеров, обладающих знаниями по менеджменту, маркетингу, психологии, педагогике. 6. Для осуществления контроля над состоянием пациентов и эффективностью ухода внедрить в практику ведение карты сестринского наблюдения. 7. Разработать систему материального стимулирования сестринских кадров по критериям эффективности (отсутствие жалоб пациентов, сокращение сроков пребывания пациентов на последующих этапах реабилитации). Версия для печати |
|