Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Роль менеджера сестринского дела в организации амбулаторно-поликлинической помощи больным с патологией опорно-двигательной системы

И. Н. Кузнецова, Н. А. Полляк, Н. В. Саевец, Р. А. Корнев МУЗ Городская клиническая больница № 9, г. Челябинск

Реформа, начавшаяся в здравоохранении, затронула широкий комплекс проблем, касающихся улучшения качества медицинской помощи населению, повышения эффективности работы медицинских работников и лечебно-профилактических учреждений в целом. Одной из задач реформы здравоохранения является расширение объема медицинской помощи населению по профилактике и лечению заболеваний и последствий повреждений опорно-двигательной системы на поликлиническом этапе. Решением этой проблемы является организация стационарозамещающих технологий.

На базе МУЗ ГКБ № 9 эти подразделения представлены стационаром на дому и дневным стационаром для больных с патологией опорно-двигательной системы.

Новая лечебная формация позволяет решить ряд важных проблем: повысить эффективность использования коечного фонда без потери качества медицинской помощи; организовать медико-социальную помощь хроническим больным, инвалидам, лицам старшего возраста, детям; проводить активное лечение с сохранением привычных социальных связей и контактов больного, исключая развитие социальной дезадаптации и так называемого синдрома «госпитализма».

Особенности курации пациентов с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата диктуют необходимость преемственного обслуживания больных. При этом становится возможным квалифицированное и поэтапное лечение больных от острого периода травмы до реабилитации в едином звене: круглосуточный стационар - стационар на дому - дневной стационар.

В связи с реформой здравоохранения, затронувшей в первую очередь амбулаторно-поликлиническую службу, потребовались серьезные и продуманные преобразования в организации сестринской деятельности в условиях новой лечебной формации. Немаловажное значение имеет активное формирование общественного мнения по отношению к новой экономической форме организации дневных стационаров и стационаров на дому. Органы управления здравоохранения определили основные задачи совершенствования сестринской практики, которые изложены в «Концепции развития сестринского дела»:

  • повышение профессионализма сестринских кадров;
  • усиление роли сестринского персонала в лечебном процессе;
  • формирование партнерских отношений в команде специалистов, обеспечивающих медицинскую помощь;
  • создание оптимальных условий для развития сестринской деятельности.

На сегодняшний день отмечается тенденция отставания сестринской практики от сестринского образования, заключающаяся в оторванности теоретического сестринского дела от реального практического здравоохранения, в недооценке научных принципов и подходов в организации труда сестринского персонала. Торможение сестринского дела в первичном звене происходит вследствие низкого уровня управления специалистами сестринского дела как по горизонтальной, так и по вертикальной фрагментации. При этом страдают все управленческие функции: организация и планирование, координирование и прогнозирование, регулирование и регламентирование, стимулирование, контроль и анализ. Сказывается и отсутствие экономически обеспеченных программ реформирования сестринского дела, необходимых законов, регулирующих и регламентирующих сестринскую практику; стандартов сестринской деятельности, учитывающих имеющиеся реалии - материальные, кадровые, технологические. А также обращает на себя внимание малое число управленцев сестринского дела, владеющих в современных условиях методами маркетинга и лизинга, способных провести экспертизу качества и эффективности сестринской помощи.

В последние годы многие страны заняты решением проблемы повышения роли сестринского персонала в здравоохранении. Традиционно медицинская сестра, выполняющая роль технического помощника врача, должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера в команде медиков. Она должна быть не только ассистентом врача, но и работать непосредственно с пациентом и населением, выполняя единую задачу - укрепление здоровья населения.

В современной модели медицинские сестры, кроме ухода за больными, принимают активное участие в реабилитационном процессе и профилактике заболеваний. Оказывая сестринскую помощь, медицинская сестра должна синтезировать не только лечебную, профилактическую, социальную, но и психологическую помощь. При этом выделяются два уровня сестринского персонала. Первый - на приеме, второй - обслуживание пациентов на дому.

Согласно этим уровням, медицинская сестра работает не только с больными, но и со здоровыми людьми. Расширение объемов сестринского ухода в стационаре на дому для травматолого-ортопедических больных позволит: перераспределить рабочее время врача, которое он может более рационально использовать для амбулаторного приема пациентов в дневном стационаре; снизить процент осложнений; снизить сроки пребывания пациентов на последующих этапах реабилитации; повысить роль среднего звена медработников в технологии лечебного процесса.

Современные условия требуют подготовки медицинских сестер, обладающих знаниями в области экономики, психологии и педагогики, а следовательно, возникает потребность в совершенствовании системы управления сестринскими кадрами.

Медицинская сестра - менеджер с высшим образованием - служит соединяющим звеном между врачом и работниками среднего звена. В России уже идет подготовка таких специалистов на факультетах Высшего сестринского образования (ВСО). Важным направлением ВСО является подготовка медицинских менеджеров и преподавателей сестринского дела.

В современных условиях реформирования здравоохранения для оценки эффективности происходящих изменений большое значение имеет рассмотрение социальных аспектов проблемы отношения населения к деятельности отделений «стационар на дому» и качеству оказываемой медицинской помощи. Медицинские и социальные работники рассматривают удовлетворенность медицинским обслуживанием в качестве универсального критерия, отражающего оценку качества медицинской помощи.

С целью исследования основных направлений деятельности стационара на дому травматолого-ортопедического профиля было проведено анкетирование пациентов. Оно позволило оценить удовлетворенность качеством медицинской помощи, организацией работы отделения, выявить социально-желательные качества сотрудников, наиболее значимые для пациентов, а также их отношение к работе стационаров на дому.

Нами была составлена анкета, включающая 16 вопросов, позволяющих получить представление о мнении респондентов относительно изменений, происходящих в оказании амбулаторно-поликлинической помощи в условиях новой лечебной формации.

Как показало исследование, среди респондентов неполное среднее образование имеют 8,2% опрошенных, среднее образование имеют 9,2%; 63,8% опрошенных имеют среднеспециальное; 18,8% - высшее, (рис. 1).

При изучении анкет выяснилась определенная корреляция уровня образованности и уровня жизни, в том числе жилищных условий. Так, 76,3% опрошенных, имеющих высшее образование, имеют благоустроенную квартиру, работают на крупном промышленном предприятии, 1,5% имеют свой дом и работают в частной фирме. При анализе полученных данных было выявлено следующее: 62,4% респондентов имеют травму одной из нижних конечностей, 16,5% - обеих нижних конечностей, 9,8% - эндопротез тазобедренного сустава, 5,3% - сочетанную травму, 1,2% - травму позвоночника. 77% респондентов - это пациенты трудоспособного возраста.

Роль менеджера сестринского дела в организации амбулаторно-поликлинической помощи больным с патологией опорно-двигательной системы
Рис. 1. Уровень образованности респондентов

При изучении вопроса «каким видом транспорта респонденты добираются в медицинское учреждение для осмотра» оказалось, что лишь 12% опрошенных имеют личный автотранспорт, 25,5% могут себе позволить проезд на такси, 62,5% опрошенных воспользовались бы общественным транспортом. На вопрос: «где удобнее проходить послеоперационное наблюдение» 58,1% опрошенных ответили в стационаре на дому; 20,4% - в дневном стационаре поликлиники, 17,8% - в круглосуточном стационаре (рис. 2).

Роль менеджера сестринского дела в организации амбулаторно-поликлинической помощи больным с патологией опорно-двигательной системы

Рис. 2. Послеоперационное наблюдение

Следует отметить, что большее предпочтение послеоперационному наблюдению в круглосуточном стационаре отдают пациенты старших возрастных групп. 100% респондентов считают необходимым и оправданным организацию стационара на дому для травматолого-ортопедических больных. Основными качествами медицинских работников, посещающих пациентов в СД, 38,4% опрошенных считают тактичность, доброжелательность; 32,1% - умение давать четкие рекомендации; 30,5% - профессионализм; 15,3% - умение слушать; 11,1% - умение убеждать.

Исследованием установлено, что основная масса респондентов (88,9%) считает медицинскую сестру профессионалом и удовлетворена ее доброжелательным отношением; 19,6% - ценят ее профессионализм, но считают, что ей недостаточно личностных качеств для работы; 1,8% - не счита¬ют ее профессионалом, но отмечают ее доброжелательное отношение и внимание к пациентам. На вопрос «Удовлетворяет ли Вас осмотр врача-травматолога на дому?» 75,6% опрошенных ответили «да»; 18,4% - чаще «да», чем «нет»; а 5,1% - чаще «нет», чем «да». 80,2% ответивших на вопрос «чаще «нет», чем «да» причиной указали недостаток внимания со стороны врача. Изучение вопроса о возможности обеспечения ухода в домашних условиях родственниками показало, что 33,4% респондентов уверены в получении полноценного ухода (в основном это отметили лица в возрасте до 49 лет), 51,5% уверены в частичном уходе; 10,2% утверждают, что уход осуществим, если медицинские работники обьяснят его основные правила; 4,9% затруднились ответить. На вопрос «Возможна ли организация в СД службы сестринского ухода?» 76,8% ответили положительно; 12,4% затруднились ответить (рис. 3).

Роль менеджера сестринского дела в организации амбулаторно-поликлинической помощи больным с патологией опорно-двигательной системы

Рис. 3. Возможность создания службы сестринского ухода на дому

При изучении вопроса о функциях, которые могла бы выполнять медицинская сестра на дому, особо были отмечены перевязки больных с аппаратами Илизарова и послеоперационными ранами - 23,1% респондентов. Оценку состояния послеоперационных ран и мест выхода спиц аппарата Илизарова доверили бы 13% опрошенных, 80% опрошенных пожелали, чтобы медицинская сестра выполняла массаж и ЛФК, а также занималась разработкой контрактуры сустава. 8% заинтересовала школа обучения больных уходу за аппаратом Илизарова, 2,5% опрошенных - оформление посыльных листов.

На вопрос об основных направлениях деятельности работы менеджера сестринского дела в работе стационара на дому 96% опрошенных предпочли, чтобы такой специалист организовывал работу среднего медицинского персонала.

Обучение персонала и ведение статистической документации доверяют 84,2% врачей травматологов-ортопедов, 31,5% предоставили бы ему заниматься различного рода экономическими вопросами и объемом работы, который на данный момент вы¬полняет старшая медицинская сестра отделения ДС и СД. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что расширение службы сестринского ухода на дому для больных с патологией опорно-двигательной системы реально возможно, но требует обучения медицинских сестер по специально разработанным программам, и на должность руководителя подразделения сестринского ухода должна быть назначена медицинская сестра, окончившая факультет Высшего сестринского образования.

Предложения:

1. Рекомендуем в крупных клиниках города шире развивать систему дневных стационаров и стационаров на дому для больных с патологией опорно-двигательной системы.

2. Организовать подразделение сестринского ухода в стационаре на дому для больных ортопедо-травматологического профиля.

3. Назначить на должность руководителя сестринского ухода медицинскую сестру, окончившую факультет ВСО.

4. Разработать программы обучения медицинских сестер для самостоятельного ведения пациентов на дому с патологией опорно-двигательной системы.

5. Возложить обязанности по разработке программ обучения медицинских сестер на сестерменеджеров, обладающих знаниями по менеджменту, маркетингу, психологии, педагогике.

6. Для осуществления контроля над состоянием пациентов и эффективностью ухода внедрить в практику ведение карты сестринского наблюдения.

7. Разработать систему материального стимулирования сестринских кадров по критериям эффективности (отсутствие жалоб пациентов, сокращение сроков пребывания пациентов на последующих этапах реабилитации).


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть