Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Кризис возраста — явление временное

Пожалуй, нет такой семьи с детьми, которая бы по мере их взросления не переживала кризисные периоды. Ребенку исполнилось три годика, и его словно бы подменили. Из веселого доброжелательного малыша он превратился в капризульку и крикуна по малейшему поводу. И в шесть лет с чадом вдруг снова нет сладу... Как реагировать на такие перемены родителям? Все ли с ребенком в порядке?
 
На эти и другие часто задаваемые родителями вопросы отвечает заслуженный врач РФ, главный детский невролог г. Челябинска, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии Южно-Уральского государственного медицинского университета Леонид Плеханов.
 
— Леонид Александрович, чем обусловлено изменение поведения детей в определенные возрастные периоды?
 
— Это обусловлено физиологической особенностью взросления мозга ребенка. Основное формообразование головного мозга происходит внутриутробно, а дозревание его структуры и функции — позднее. С полутора-двух до трех-четырех лет идет физиологический процесс наиболее активного взаимодействия между нейронами мозга ребенка. Начинают возникать новые связи между нервными клетками. Это программный процесс, и в норме он должен запускаться примерно в этом возрасте. Именно с этого периода дети начинают активно обретать свое собственное «Я». Ребенок начинает осознавать себя и утверждаться, разделять себя и окружающий мир. У него появляется первый собственный опыт, идет активное обучение, создается «матрица» взаимодействия с окружающей средой. И, что очень важно, создается она в большей степени по образу и подобию родительского взаимодействия с миром.
 
— Иными словами, ребенок будет копировать поведенческую модель родителей?
 
— Да, либо тех, с кем он активно взаимодействует — в садике, в группах, где он занимается дополнительно, даже в песочнице. Малыш сам по себе еще не знает, как он должен себя вести. И если он видит у других агрессию, конфликтность, то и перенимать будет эту модель, считая, что так и надо реагировать. Идет поиск способов утверждения собственного «Я», и варианты ответов могут быть любыми. Ребенок начинает активно обучаться взаимодействию с окружающей средой, и вот здесь очень важна роль родителей и взрослых, так как ребенок еще не понимает, как ему себя правильно вести в той или иной ситуации.
 
— Что должны знать и делать родители?
 
— Они должны объяснять. В этом возрасте у ребенка формируется индивидуально-личностный профиль поведения. Он отрабатывается в процессе научения ребенка. И тогда он будет либо проявлять агрессию, драться, капризничать, и мы будем считать такое поведение проявлениями «кризиса возраста», или вести себя адекватно. В зависимости от реакции окружающих на его поведение у малыша будет формироваться опыт. В этом же возрасте ребенок оттачивает навыки второй сигнальной системы, то есть речи. Именно поэтому взрослые должны объяснять и комментировать происходящее, чтобы ребенок складывал свое мнение не только из своих ощущений, но и мнения наставников.
 
К сожалению, у нас не все родители сами это могут, они и сами к этому не готовы. Тогда может случиться, что и ребенок не научится вербализации своих эмоций. Существует такой термин — алекситимия. Он обозначает затруднение в вербализации собственных эмоций. Когда человек не может с помощью слов, устно, выражать свои эмоции, переживания. Отсюда возникает одна из проблем дальнейшего взаимодействия с окружающими.
 
— То есть родители должны обучать ребенка выражать свои мысли и эмоции уже с раннего возраста?
 
— Именно. Не надо надеяться на то, что он и сам научится. Развитие ребенка складывается из выражения мыслей и эмоций словами и действиями. Многие так и не обучатся этому за всю жизнь и, уже будучи сами родителями, остаются детьми по складу взаимодействия с окружающей средой. И со своими детьми ведут себя так же: «Пальцы в розетку совать нельзя, я сказал». И все. А почему? Таких запретов — просто «нет» — может быть множество. И тогда ребенок тоже не научится формулировать свои переживания и эмоции, не зная, почему ему запрещают что-либо делать. Он не научится полноценно взаимодействовать с миром. Конечно, из него может вырасти компьютерный гений — с компьютером не нужно объясняться устно. Он способен стать даже хорошим писателем, но коммуникативные функции у него могут быть нарушены. Можно возразить и сказать, что многим людям они и не нужны, но это уже другая тема для обсуждения.
 
— Поскольку ребенок еще не способен объяснить, что с ним происходит, он может капризничать, требовать то, что ему не дали, не разрешили, не понимая, почему этого нельзя. Вплоть до истерик?
 
— Да, и в такие моменты родители должны проявить максимальное терпение. При этом обязательно ставить рамки и границы поведения, не идти у ребенка на поводу, чтобы не создавались ситуации, когда непонятно, кто кем управляет, родители ребенком или ребенок родителями. Лучшие условия общения — это общение на равных, но ребенок и родители не должны все же забывать, кто здесь наставник. Ко мне на прием нередко приходят такие мамы с детьми, когда малыш настаивает на своем, а мама боится ему возразить, проявить свою реакцию, чтобы не вызвать его плачь или агрессию. В таких ситуациях родителям необходимо включить все свои вербальные возможности и объяснять, почему запрещают что-то и говорят нет или почему говорят да. И лучше сделать это на примерах. Проявил ребенок агрессию — не отвечать ему агрессией, но при этом не промолчать, а проговорить ситуацию, обсудить и объяснить, что было сделано ребенком неправильно, а что правильно. Только чтобы это не выглядело занудством.
 
— Где брать такие примеры? В мультиках? Сказках?
 
— Мультфильмы и сказки вообще особая статья. Зачастую дети смотрят их сами, без взрослых, и невсегда понимают, что такое хорошо, а что плохо. Многие акценты и реакции там не верны по сути, и правильно понять происходящее без разъяснения взрослых порой невозможно. В обязательном порядке должен быть комментарий, разъяснительный перевод того, что малыш видит на экране. И это касается всех ситуаций, не только экрана. Тогда у ребенка будет формироваться правильная матрица взаимодействия с миром, и кризисный возраст окажется не таким уж критическим.
 
— А что касается возраста 6 — 7 лет?
 
— Это еще один период роста взаимосвязей между нервными клетками, правда, менее активный, чем в два-три года. Такие взаимосвязи помогают обучать нервную систему ребенка, его мозг. Каждая взаимосвязь должна получить запечатлевание образа, «матрицу» ситуации, действия или ответной эмоции. Это и будет обучением и одновременно жизненным опытом, что особенно важно в период начала посещения школы, то есть в 6 — 7-летнем возрасте. В этот период ребенок и его нервная система особенно открыты для восприятия всего нового.
 
— Мы сейчас говорим о вариантах нормы. А когда есть отклонения от нормы, не связанные с физиологическим развитием нервной системы?
 
— Тогда нужна помощь квалифицированного специалиста. Хорошего опытного психолога или невролога.
 
— Леонид Александрович, еще один нюанс, как, выстраивая взаимодействие с ребенком, не забить его собственное «Я»?
 
— Это на самом деле очень важно. С одной стороны, нельзя развитие ребенка пускать на самотек, а с другой — нельзя слишком ужимать его в рамках, чтобы его «Я» совсем нивелировалось. Когда родители это понимают, то они понимают и как себя вести. И тогда выясняется,что и кризиса-то как такового нет. Бывают разные ситуации, в том числе и нестандартные, в которых главное — формировать правильные поведенческие реакции, чтобы ребенок в дальнейшем и сам мог с такими ситуациями адекватно справляться. Для этого, конечно, и сами родители не должны страдать инфантилизмом.
 
— Все-таки существует ли та или иная поведенческая предрасположенность?
 
— Конечно, психогенотип, то есть наследственная предрасположенность к тем или иным психологическим ответным реакциям человека, может быть разным, и он играет свою роль в поведенческих реакциях. Однако на генотип может влиять окружающая среда, поэтому коррекция возможна. Нет ничего статичного. Надо только быть внимательным, терпеливым и доброжелательным. Если бросать зерна в асфальт, то ничего не вырастет. А если почву взрыхлить, дать тепло и любовь, заложить взаимопонимание, то и критические точки роста будут пройдены успешно.
 
Наталья Ладушина

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 16 за октябрь 2017)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть