Сохранить слух с рождения
!
Слух — один из важнейших органов чувств, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Это дает ему возможность адаптироваться и быть полноценным членом общества.
Число людей с нарушениями слуха в России превышает 13 млн, из них более 1 млн — это дети. На 1000 родов один ребенок рождается с полной глухотой, у двоих глухота развивается на первом году жизни. Среди новорожденных, находящихся в палатах интенсивной терапии, недоношенных или с массой тела при рождении менее 2 кг частота встречаемости тугоухости составляет 15 — 20 детей на 1000 новорожденных. Несвоевременное выявление тугоухости дает неуклонный рост инвалидизации по слуху и составляет 9 процентов от общего числа детей-инвалидов.
Даже небольшое снижение слуха у ребенка первых лет жизни влечет за собой задержку речевого и психоэмоционального развития, затрудняет его дальнейшее обучение и социальную адаптацию. Высокая степень снижения слуха у ребенка младшего возраста приводит к недоразвитию речи вплоть до немоты.
У детей 1 — 2 степень снижения слуха приводит к задержке речевого развития. Потеря слуха более 70 дБ при отсутствии реабилитации приводит к немоте. Глухие дети без реабилитационной поддержки замолкают к полутора годам. Если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального звучания голоса и характеристик речи у них практически невозможно.
В Челябинской области осуществляется универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни с использованием специального оборудования с целью своевременного выявления нарушений слуха и оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Скрининг-диагностика нарушений слуха у детей первого года жизни включает выявление факторов риска по тугоухости и глухоте:
-
инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и другие);
-
токсикозы беременности;
-
асфиксия новорожденного;
-
внутричерепная родовая травма;
-
гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л.);
-
гемолитическая болезнь новорожденных;
-
масса тела при рождении менее 1500 граммов;
-
недоношенность;
-
препараты с ототоксическим действием (антибиотики миногликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.), применявшиеся матерью во время беременности или назначавшиеся ребенку;
-
гестационный возраст более 40 недель;
-
наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора;
-
патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного;
-
проведение интенсивной терапии ребенку после рождения: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше;
-
количество баллов по шкале Апгар 0 — 4 балла за 1 мин. или 0 — 6 баллов за 5 мин.
Наличие хотя бы одного фактора дает основание считать ребенка «угрожаемым по тугоухости». Первый этап аудиологического скрининга новорожденных проводится в роддомах, отделениях новорожденных в детских больницах и детям первого года жизни в детских поликлиниках. Осуществляется системой регистрации отоакустической эмиссии детям на 3 — 5 день жизни в том медицинском учреждении, где он на данный момент находится (роддом, отделение новорожденных педиатрических стационаров и др.) с указанием в карте новорожденных, выписке или амбулаторной карте результата скрининга.
У новорожденных исследование лучше проводить в стадии легкого сна, за час до кормления или через один час после того, как ребенок поел.
В случае отрицательного скрининг-теста или отсутствия результата в документации новорожденного отоакустическая эмиссия проводится всем детям при первом посещении детской поликлиники по месту жительства на сроке одного месяца с записью результата в амбулаторной карте. При получении отрицательного результата ребенка необходимо направить в детский сурдологический кабинет по месту жительства.
В случае положительных результатов ОАЭ (тест прошел) с двух сторон и соответствующими записями в карте ребенка нет необходимости направлять в детский сурдологический кабинет. Исключение составляет более двух факторов риска по тугоухости и глухоте или наличие в семье наследственных синдромов, отягощенных тугоухостью, а также если ребенок рожден от глухих родителей.
Преимущества регистрации аудио-логического скрининга:
-
простота и быстрота — исследование одного уха занимает от 5 минут, в зависимости от поведения ребенка;
-
неинвазивность — акустический зонд устанавливается в наружном слуховом проходе с использованием ушного одноразового вкладыша;
-
объективность — врач оценивает результаты исследования на основании визуальной идентификации ответа и анализа автоматического результата, производимого системой;
-
не требуется звукоизоляции помещения;
-
бесплатно для детей.
Ребенок до года, не прошедший по какой-либо причине (смена места жительства и др.) в детской поликлинике по месту жительства скрининговое исследование и имеющий факторы риска по тугоухости и глухоте, должен обязательно пройти систему регистрации отоакустической эмиссии до одного года. Выявление у ребенка двух и более факторов риска по тугоухости и глухоте значительно повышает вероятность развития у него нарушений слуха.
Ребенок с поражением слуха имеет все шансы для нормального развития и полноценной социальной реабилитации и интеграции, если ему вовремя выставлен диагноз тугоухости и глухоты и своевременно оказана квалифицированная помощь и родители активно помогают ему развиваться.
Современный уровень медицинских технологий позволяет значительно улучшить жизнь примерно 90 процентам людей с нарушением слуха. Однако необходимо понимать, что даже самый лучший слуховой аппарат не может совершить чуда, вылечить тугоухость и глухоту. Аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявлять патологию слуха, способствует восстановлению коммуникативной способности человека, страдающего нарушением слуха, значительно улучшает возможности его общения и социальной адаптации.
Как проверить родителям, слышит ли их малыш:
-
Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков, первые 2 — 3 недели жизни?
-
Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2 — 3 недель?
-
Ребенок в возрасте 4 месяцев поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки или голоса?
-
Оживляется ли ребенок в возрасте 1 — 3 месяцев на голос матери?
-
Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5 — 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
-
Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2 — 4 месяцев?
-
Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4 — 5 месяцев?
-
Замечаете ли вы появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?
-
Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
-
Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8 — 10 месяцев появление новых звуков, и каких?
При отрицательном ответе хотя бы на один вопрос обратитесь к специалисту сурдологу-оториноларингологу.
И.Д. Дубинец,
главный детский сурдолог
министерства здравоохранения
Челябинской области, заведующая
сурдологическим кабинетом БУЗ ЧОДКБ,
доцент кафедры оториноларингологии
Южно-Уральского государственного
медицинского университета, к.м.н
По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 19 за декабрь 2013)
Версия для печати