Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Ребенок начал говорить

Ребенок начал говоритьЧасто от родителей можно услышать такой вопрос: «Зачем логопеду смотреть маленького ребенка? Он же еще не говорит!» Так для чего необходим осмотр этим специалистом ребенка в возрасте 1 месяца?

Неправильно было бы считать, что работа логопеда заключается лишь в исправлении звукопроизношения, так называемой «картавости» или «шепелявости». Речь — очень сложная структура, одна из высших психических функций. Она служит для коммуникации, но в то же время речь является отражением нашего способа думать, это мысль, вынесенная вовне.

К высшим психическим функциям (ВПФ) относится внимание, память, мышление и речь. Но эти виды психической деятельности формируются постепенно, а предпосылками высшей деятельности является восприятие. Центральная нервная система, в частности головной мозг, развивается иерархически.

Новорожденный ребенок получает информацию по сенсорным каналам — через зрение, слух, тактильное (кожное) и кинестетическое (ощущение от движения, моторный акт) восприятие. Можно сказать, что восприятие является базовой структурой для формирования более сложных видов психической деятельности. И если у ребенка диагностируется какая-либо неврологическая патология, то в будущем возможно возникновение нарушений речи.

И.П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде. Ребенок рождается с незрелым мозгом, который в процессе роста организма увеличивается в весе и объеме. Речь появляется в результате согласованной деятельности многих областей головного мозга. Ведущая роль в овладении речью принадлежит слуховому анализатору. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Воспринимая речь окружающих, ребенок сначала прислушивается к звукам, поворачивает голову к говорящему. Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются и голосовые реакции — в 1,5 — 3 месяца гуление, к полугоду формируется лепет. Лепет отличается от гуления тем, что гуление — это непроизвольные вокализации, а произнося слоги, ребенок пытается повторять звуки родного языка. Ребенок еще не осознает слово как единицу языка, несущую смысловую нагрузку, в слове он улавливает ритмическую структуру. Время появления первых слов варьирует от 9 месяцев до 1 года. Словарный запас у годовалых детей колеблется от 3 — 4 до 10 — 12 слов.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается физический и фонематический слух, зрительное сосредоточение, понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Также для развития органов артикуляции важен процесс пережевывания и проглатывания пищи, при этом акте тренируются все те мышцы, которые в дальнейшем будут участвовать в звукообразовании.

Общение между ребенком и взрослым идет в основном на эмоциональной основе, а с появлением осмысленных слов — и с помощью речи. На втором году жизни возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых. С первых месяцев второго года жизни ребенок все чаще начинает употреблять осмысленные слова. До полутора лет он пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Фразовая речь пока отсутствует. В овладении фразой решающую роль играет активный словарный запас малыша. Фразы возникают тогда, когда словарный запас составляет не менее 40 слов.

К концу второго года жизни количество слов, которыми пользуется ребенок, в норме колеблется от 100 до 300. Чаще всего это существительные, реже — глаголы, наречия. Для двухлетнего ребенка закономерно неправильное произнесение многих звуков родного языка, неумение точно воспроизводить слоговую структуру слова. В развитии речи ребенка 2 лет важно не чистое произношение звуков, а активное увеличение словарного запаса, появление фразовой речи.

К сожалению, с каждым годом возрастает количество речевых нарушений. Многим родителям знакомы термины «гиперактивность», «СДВГ» (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), «стертая дизартрия», «ОНР» (общее недоразвитие речи).

Что провоцирует появление этих нарушений? Факторов-провокаторов множество — это и неблагоприятная экологическая обстановка, и изменение темпа и ритма жизни, частые стрессы. Это и технический прогресс, который, с одной стороны, облегчает нашу жизнь, с другой, создает проблемы. Очень часто родители с гордостью рассказывают о том, что маленький ребенок уже самостоятельно включает компьютер и нажимает кнопки клавиатуры, но при этом не говорит. В чем опасность телевизора и компьютера?

Во-первых, через нагрузку зрительного анализатора ребенок получает большую нагрузку нервной системы, что провоцирует повышенную возбудимость. Во-вторых, компьютер и телевизор транслируют нам плоскостное изображение, а мы живем в трехмерном измерении, и если ребенок большую часть времени видит перед собой изображение на плоскости, то у него формируются искаженные связи в коре головного мозга. Изобилие бытовой техники, безусловно, также облегчает жизнь для мам, но для ребенка в дальнейшем создает трудности. Например, такая полезная вещь, как блендер, дает возможность для мам быстро приготовить пюре и накормить ребенка. Малышу жевать не нужно, нужно только проглотить пищу. Но при этом у малыша не тренируются те самые артикуляционные мышцы (мягкое небо, корень языка, спинка языка, боковые края языка), которые задействованы как при пережевывании пищи, так и при произнесении звуков. И как следствие, в дальнейшем может возникнуть такая речевая патология, как стертая дизартрия (нарушение звукопроизношения в следствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата) — про такую речь говорят «каша во рту». Количество детей с таким речевым диагнозом за последние годы значительно возросло.

Но при своевременной профилактической работе, правильно составленной программе сенсорной стимуляции возможно скорригировать и предупредить возникновение нарушений речи и другой познавательной (когнитивной) деятельности.

Возраст до 3 лет является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития психической деятельности. Нельзя сказать, что после 3 лет время уже упущено, если возникли какие-то сложности формирования речи, но все же предупредить возникновения речевых нарушений эффективнее, чем исправлять их в более позднем возрасте. И именно для того, чтобы правильно оценить предпосылки речевого развития, предупредить возникновение речевых нарушений, важно вовремя обратиться за консультацией к логопеду уже на раннем этапе развития вашего ребенка.

М.Б. Королева,
главный логопед города.

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 20 за декабрь 2013)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть