Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими.»
Михаил Мамчич
Регистрация

Круглый стол: "Родительское программирование"

Родительское программирование - неявное, скрытое родительское "обучение" было впервые описано американскими психотерапевтами Робертом и Мери Гоулдингами как родительские директивы. Родители изо всех сил пытаются научить детей тому, как жить. Защищаться от всевозможных указаний и наставлений ребенок еще не может, поскольку основные директивы получает в раннем возрасте. Естественно что родительские программы-послания звучат в нем и дальше, зачастую - всю его жизнь. А унаследованные родительские сценарии затем неосознанно применяются в воспитании собственных детей.

В этом "круглом столе" вместе с нашими психологами мы поговорим о последствиях родительских внушений и их влиянии на взрослую жизнь человека. А именно:
  • на формирование самооценки и характера;
  • на формирование разного рода зависимостей;
  • на развитие способностей и т.д.
Мы обсудим со специалистами каким должен быть бережный подход к воспитанию, как не ошибиться в выборе слов при общении с ребенком, как сгладить последствия подавляющей педагогики в школах и детских садах и как может помочь психотерапия родителям и их детям в этих вопросах.

mihailku.jpegМихаил Кузнецов, врач-психотерапевт:

В настоящее время есть распространенное мнение о том, что родительское программирование – это внушение ребенку определенных убеждений, например: нужно хорошо учиться, слушаться взрослых, быть успешным, вести себя прилично и т.д. Мнение о том, что внедряя в ребенка определенные формулы мышления и поведения, можно сделать его жизнь более счастливой и избежать множества проблем в его жизни. Однако, многие родители на свое опыте знают, как ни внушай ребенку определенные «ценности», результата никакого не получается, ребенок упорно идет по пути «набивания шишек» и усугубления своих проблем… Так происходит, потому что в действительности родительское программирование является гораздо более глубокой и многосторонней проблемой, не сводящейся к воспитательным внушениям. Попробуем в этом разобраться.

Во-первых, в основе психологической программы, могут лежать сильные психологические реакции родителя на стрессовые ситуации. Например, мама в страданиях после развода, начинает говорить своему ребенку о том, что их бросили, они остались одни, что она своего ребенка никогда не оставит, будет всегда рядом, будет заботиться о ребенке и т.п. Так формируется избыточная детско-родительская связь с ребенком. С возрастом у такого ребенка могут проявляться две полярности, либо выраженная несамостоятельность, зависимость от матери, «сидение на шее», страх перед внешним миром, либо наоборот, самость, сопротивление воспитанию, делание наперекор, стремление избежать влияние матери на себя. В более худшем варианте, когда мама начинает в присутствии ребенка в сильных чувствах осуждать отца, у девочек может программироваться негативное отношение к мужчинам, страх перед тем, что их могут бросить, девочка может начать закрываться от своих чувств к мужчинам, отрицая любовь, которую она естественным образом испытывает к отцу. У мальчиков, имеющих часто отождествление с отцом, может формироваться осуждение самого себя, неуверенность, подавление своих мужских качеств, подсознательные убеждения «я плохой, недостойный». В данном случае, если позволяет возраст, основная психотерапия направляется на ребенка.

Следующим механизмом родительского психологического программирования являются психологические реакции родителя на поведение ребенка. Когда у ребенка начинают проявляться какие-либо негативные черты поведения или даже психологические симптомы, типа заикания, энкопреза и др., родители своими действиями могут закреплять эти проявления. Одни родители начинают ругать ребенка, другие – жалеть и гиперопекать, третьи - воспитывать, внушать, давить на ребенка, четвертые – отворачиваться, игнорировать ребенка и т.д. Чувствуя к себе негативное отношение, ребенок начинает этому сопротивляться и, как следствие усугубляет свое негативное поведение. Если в ответ ребенок получает избыточную жалость и гиперопеку, то он начинает испытывать ценность в таком поведении. В дальнейшем, видя подобное отношение к себе (когда родитель его также ругает или сильно жалеет) ребенок может в ответ воспроизводить свое негативное поведение или усиливать симптоматику болезненных психологических симптомов. Так возникает связь и закрепление психологических стереотипов родителей и психологической симптоматики у ребенка. Проблема начинает состоять из двух частей, первая – собственно психологический симптом у ребенка (нарушение поведения), вторая – закрепление симптома в условиях стереотипного реагирования родителей. В таком случае психотерапевтической коррекции подвергается не только ребенок, но и родитель.

Третьим, самым тонким и наиболее распространенным механизмом родительского программирования является создание определенной психологической среды вокруг ребенка, сотканной из многообразия примеров поведения родителей и других людей из ближайшего окружения, их жизненных стратегий и стереотипов реагирования. Такой механизм программирования обычно вскрывается, когда родители обращаются на психотерапию с какой-либо психологической проблемой у ребенка: страхи, школьная неуспеваемость, неврозы, протесты, заикание, энурез,

В данном случае психологическая проблема у ребенка, является симптомом явных или скрытых психологических проблем в его семье и другом ближайшем окружении. Например, внешне мы можем наблюдать вполне благополучную семью, в которой родители не повышают голос на ребенка, достаточно внимательно к нему относятся, но у ребенка почему-то начинает развиваться энурез. При более детальном рассмотрении оказывается, что мама в глубине чувствует себя как «загнанная лошадь», ей не хватает внимания отца ребенка, она ощущает себя недостойной, она не может расслабиться, излить душу своему супругу. Мы также видим, что отцу ребенка, мало дела до домашних забот и воспитания, кратко пообщавшись с ребенком и женой, он тут же погружается в телевизор или интернет, у него не хватает душевных сил на моральную поддержку семьи, вследствие подсознательного ощущения собственного бессилия или отчужденности. Дети прекрасно считывают внутреннее чувственное и эмоциональное состояние родителей, считывают различные родительские невербальные признаки: плавность движений, едва уловимые выражения глаз, силу голоса, интонации и т.д. Ребенок не имеет сил, чтобы исправить ситуацию и тогда начинает реагировать различными психологическими симптомами, нарушением своего поведения, психосоматическими расстройствами (начинает часто болеть, появляются аллергии и т.д.). При этом у ребенка начинает программироваться картина мира, в которой отец должен до потери своих внутренних сил работать, затем обессиленным приходить домой и прятаться в своем виртуальном мире, а мама должна все тащить на себе, не получая никакого морального удовлетворения. Ребенок получает образец жизни в семье без любви, когда нужно бесконечно терпеть… В таких ситуациях основная психотерапия направляется на гармонизацию отношений в семье. При коррекции состояний родителей симптоматика у ребенка, как правило, исчезает или значительно ослабляется (зависит от возраста).

В реальности чаще встречаются сочетания вышеуказанных механизмов. Выслеживание и осознание механизмов программирования очень помогает родителям избегать закладывания деструктивных программ в собственных детей.

Вред может наносить также сознательное «позитивное» программирование родителями своих детей, когда они из лучших побуждений начинают внедрять в ребенка свои собственные «ценности», реализовывать через детей свои амбиции, игнорируя уникальность своего ребенка. Так работает механизм проекции родителя на ребенка. При такой ошибке ребенок может стать хорошо социально адаптированным человеком, но в жизни он будет заниматься не своим делом, во взрослой жизни будет страдать собственная жизненная реализация, не будут развиты свои уникальные способности, и такая жизнь будет приносить мало удовольствия.

Родительское программирование безусловно имеет и положительное значение в жизни ребенка. Никто не будет оспаривать пользу воспитания в ребенке трудолюбия, дисциплины, способности концентрировать внимание, соблюдения правил дорожного движения, правил воспитанного поведения в обществе и т.д. Эти программы наибольшим образом помогают ребенку в период активной социализации вплоть до подросткового и юношеского периодов жизни.

Программирование родителями своих детей имеет различную силу. Зачастую, наибольшее значение имеет третий вышеописанный механизм, когда роль программы для ребенка играет собственный пример родителей, их образ жизни, отношения, привычки, чувства, модели и жизненные стратегии поведения. Сила этого механизма программирования состоит в повседневности такого влияния. Наименьшей силой психологического программирования для детей имеет насаждение различных убеждений, не подкрепленных собственной жизнью, при этом нередко можно получить обратный эффект за счет сопротивления ребенка.

Поэтому самым лучшим способом избегания патологического программирования своих детей является гармонизация своей собственной жизни, отношений с близкими и ребенком, осознанный подход к общению с детьми, понимание того, как Ваша собственная жизнь отражается в психике ребенка.

Желаю Вам крепкого физического и психологического здоровья!


Zvenyatckovskaya_150_170.jpgЕлена Звеняцковская, врач-психотерапевт: Название темы «Родительское программирование» очень точно отражает суть процессов, происходящих при формировании психики ребёнка. «Родительские послания» впитываются ребёнком в любом случае, какими бы путями они ни доставлялись: вербальными или невербальными. Следует понимать, что специалист в этом случае сталкивается с Системой, семейной Системой, где взаимосвязано буквально все. Именно поэтому я в любом случае настаиваю на первичной консультации для родителей. Просто необходимо выслушать их видение процесса, их мнение происходящего, услышать их трудности процесса воспитания и их задачи, которые они ставят. Иногда даже на этапе выяснения запроса можно увидеть много нестыковок, которые с родительской позиции не видны. И тогда сам запрос трансформируется, меняется в сторону реальности, достижимости и эффективности. На этой консультации я даю родителям возможность другого видения происходящих в семье процессов. Снабжаю другими «инструментами». Фактически, прежде всего, на этой консультации меняется сам родитель. В ответ на эти изменения неизбежно наступают изменения психического состояния и поведения ребёнка. Это только вопрос времени. В этом случае даже «воспитывать» не придётся. Напряжение уходит. И ребёнок благополучно впитывает другие семейные «установки». Не изменившись, родителю сложно ожидать таковых от ребёнка. Очень важно отследить собственные родительские отношения между собой. Чтобы ребёнок не оказался между двумя родителями, как «между небом и землёй». Это первое.

Второе. Очень хочется донести до родителей, что очень важно ЧТО и КАК они пытаются донести до своих детей. Именно в детские годы формируется уверенность, самодостаточность, целеустремленность характера человека. Когда взрослый человек приходит ко мне на приём с запросом о неуверенности, фобиях, панических состояниях, неудовлетворительной самооценке, проблемами с различными зависимостями, он уже не помнит, что все это уходит корнями в те детские ситуации, которые так или иначе, больше или меньше были в его родительской семье, в отношениях родителей.

В связи с этим я бы выделила следующие моменты, на которые родителям полезно обратить внимание. Прежде всего, посмотреть на то, ЧТО они предъявляют своему ребёнку. Соответствуют ли эти ожидания или даже требования его возрасту. Здесь очень важна «золотая середина». Слишком завышенные ожидания тяжким бременем ложатся на детскую психику, и вместо продвижения наступает сопротивление и саботаж. И наоборот, отсутствие правил, рамок не даёт ребёнку точек опоры, которые ему критически важны для взросления. Поэтому, родителям очень важно определиться, буквально письменно прописать, что они хотят видеть в своём доме от ВСЕХ членов семьи, и от ребёнка, в частности.
Также очень важно при неудачах, ошибках, огрехах обсуждать не личность ребёнка, а останавливаться ТОЛЬКО на ситуации. Держать конструктивную позицию, оговаривая все детали, перспективы и выходы со всех сторон.

И последнее. Пожалуйста, оставайтесь в любых ситуациях вместе с ребёнком, на его стороне. Что бы ни было, «стойте с ним рядом». Иначе, если Вы займёте позицию воспитателя, педагога, ваш ребёнок останется совсем один. А в этом возрасте это не даст никакого конструктива. Один он пока «шагать» не может. Тем более, в ситуациях «шторма» или «землетрясения», коих бывает в нашей жизни (особенно в школах) немало. И в этих событиях они учатся доверию, взрослости, спокойствию в принятии решений у вас.

Просто разрешите себе любить детей. Всегда. И везде. Это даст хорошие результаты в виде их уверенности, уравновешенности и устойчивости в жизни. Успехов вам!


Благодарим всех специалистов за участие!

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?