Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше.»
Мать Тереза
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Влияние родительских внушений на формирование зависимости

Влияние родительских внушений на формирование зависимости

vnuushs.jpgБольшинство людей вспоминают своё детство с улыбкой. И совершенно не помнят своих обид и разочарований, связанных с фигурами родителей. Но такая «радужность восприятия» совершенно не означает отсутствие травматизации в период раннего детства. Даже очень осознанные и принимающие родители могут порой использовать такие паттерны поведения, которые нанесут сокрушающий удар по чувству собственного достоинства ребенка.

Было бы гораздо проще, имея на руках специальную литературу по взращиванию малышей типа «методического пособия по воспитанию космонавта», но, к счастью, все дети разные и подходы к воспитанию тоже индивидуальны.

Находясь с самого рождения в определенном дискурсе, ребенок постоянно получает вербальные и невербальные послания, на основе которых формируются модели поведения и формы презентации себя миру. Дети эгоцентричны, они считают себя центром вселенной и постоянно привлекают внимание родителей и всего, что их окружает. И тот момент, когда они сталкиваются с родительским осуждением, может стать катастрофичным для ребенка. Он может начать замыкаться, «уходить в себя», его радость по отношению к родителям и окружающему миру начинает уменьшаться.

Основной страх ребенка – это страх оставления и единственный способ уменьшить его, это идентифицироваться с родителями. У тех детей, которые получили позитивные внушения от родителей, достаточное принятие и поощрение, сепарационные процессы проходят менее болезненно и не возникают кризисы при автономизации личности.

Главными триггерами в формировании зависимости являются родительские внушения, направленные на развитие чувств стыда и вины. Это могут быть как послания о неполноценности: «Ты плохой», «Ты не соответствуешь нашим ожиданиям», «Ты не достоин любви», так и непреднамеренные попытки указать ребенку на «его место».

Когда система ценностей выстроена таким образом, что на первом месте стоит имидж семьи, а не интересы ребенка, происходят следующие процессы: дети становятся скрытными, им приходится конспирировать свои истинные чувства, чтобы не вызвать гнев родителей. У них появляются побуждения быть совершенными, чтобы соответствовать имиджу семьи. Так как родитель является значимой фигурой (Большой Другой), его оценка формирует СуперЭго маленького человека. И пренебрежение Другого, как и отсутствие интереса, вызывают чувства стыда с последующими самоунижающими и самоуничтожающими действиями у ребенка. Ведь пережить и переработать ощущение «базовой дефективности» дети не в состоянии.

Как было сказано выше, дети боятся быть брошенными, и родители бессознательно ощущают это. Соответственно, очень легко на почве этого страха выстраивать манипуляционные процессы. Одни из самых ярких посылов: «Если ты не будешь соответствовать моим ожиданиям, я не буду тебя любить!» Дети слышат это как: «Ты плохой, поэтому я тебя не люблю!» Или, «Будешь себя плохо вести, я отдам тебя полицейскому (в детдом, чужому дяде и т.д) Дети слышат: «Я тебя не люблю, ты мне не нужен!».

Родители делают это для того, чтобы вырастить «хорошего человека», но они не понимают, что путем внушения стыда, они лишают ребенка любви, которая так необходима для формирования здоровой личности. Мальчики, по мнению пап и мам, могут быть недостаточно мужественными, а девочки – недостаточно красивыми. И тогда, ребёнок пытается стать тем, кого родители смогут полюбить.

Но, в большинстве, случаев, перфекционизм родителей не создает ситуаций, в которых ребенок смог бы гордится своими достижениями. Планка слишком высока! Вырастая, такие дети часто имеют расстройства расщепления личности. Так как психика защищается от травмирующих воспоминаний и вытесняет их в бессознательное. Они не доверяют никому, не создают устойчивые эмоциональные связи (чтобы не произошла ретравматизация), постоянно ждут предательства, для них не существует чувства безопасности.

Такая форма существования становится невыносимой и запускается бессознательный механизм самоуничтожения в виде зависимости, так как далеко не каждый может сознательно решиться на суицид. Употребление наркотиков или алкоголя снимает груз стыда за свою «дефективность» и «неполноценность», наступает облегчение и спокойствие – это именно те чувства, к которым стремился человек с детства и пытался получить через слияние с родителями.

Зависимость – это попытка человека вернуться в вегетативное состояние, в «утробу матери», чтобы снова почувствовать себя в безопасности, быть защищенным и любимым. Алкоголизм или наркомания детей – это посыл родителям о том, что необходимо что-то менять в своей жизни. Менять отношение к детям, начать принимать их такими, какие они есть и, наконец-то, полюбить. Ведь только через любовь и принятие происходит выздоровление от зависимости!


Автор: Нуриева Юлия Борисовна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?