Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше.»
Мать Тереза
Регистрация

Дети и компьютеры

Дети и компьютерыПоследние несколько лет остро стоит вопрос компьютерной зависимости не только взрослых людей, но и детей.

Наряду с подростками в зону риска попадают и младшие школьники.

К особенным случаям можно отнести примеры детей дошкольного возраста, родители которых не находят возможностей заинтересовать их новыми видами деятельности, чтобы сформировать круг увлечений ребенка.

Доминирующая часть взрослых убеждена в том, что: «дети сейчас другие», «интересы у них не те, что были у родителей», «ничем, кроме компьютера не интересуются»…

В данном материале будут разобраны следующие аспекты:

  1. Причины появления сверхвысокого интереса к гаджетам.
  2. Роль и ответственность родителей.
  3. Меры профилактики.

В недавнем времени прошел мой мастер-класс для родителей на тему: «Дети и социальные сети». Вот некоторые примеры обсуждений, которые начинают открывать картину изнутри.

На заданный вопрос: «В каком возрасте родители начинают «замечать», что компьютера слишком много в жизни их ребенка?»
аудитория практически единогласно ответила: «Лет с девяти-десяти!»…

И вдруг (!) одна женщина добавила: 
«Потому что в более раннем возрасте нам удобно, что дети чем-то «заняты»… 
Сидевшие в зале взрослые задумались…

Следующий вопрос, который был задан, звучал так:
«В каком возрасте Ваш ребенок взял в руки гаджет?».
Некоторые ответили: «В полтора-два года», другие задумались, вспоминая и констатируя, что значительно раньше. Продолжение примеров работы с этой аудиторией еще последует.

А теперь случай из индивидуальной практики. На консультацию записывалась молодая женщина, которой не с кем было оставить семимесячного малыша. На мои предостережения, что ребеночек может не выдержать даже час времени, она ответила, что он спокойный и «мешать» работе не будет.

Так и вышло. Успешно освободившись от комбинезона и подкрепившись смесью из бутылочки, мальчик лежал на боку и смотрел мультфильм в планшете. Судя по тому, как это у него получалось, он – большой поклонник Маши и медведя…

В связи с этим, возраст знакомства с гаджетом у каждого свой: кому-то «посчастливилось» в 5 месяцев, а кто-то к 60-ти годам, ломая голову, пытается подружиться с этим модным «спутником» жизни…

Когда родители задают вопрос:
«В каком возрасте ребенок может взять в руки телефон или планшет?»,
ответ прост: «В том, когда он сможет осознанно понять, что телефон – это средство связи в первую очередь. Планшет – устройство, в котором есть какие-то интересные приложения. Но к этому времени (к годам 4-6) у ребенка должен быть сформирован и круг других интересов. Например: спорт, танцы, чтение, рисование, лепка и многое другое».

В возрасте до года малыш в первую очередь, будет «пробовать» гаджет «на зуб» или облизывать его. В этот период он так познает мир… и еще: у него продолжают прорезываться зубки :))) …

А один полуторагодовалый «исследователь» телефона своей мамы, сидя на горшке, незаметно уронил его. Мама едва смогла разглядеть, что ее любимый Айфон был прикрыт ожидаемым результатом действий на горшке. По известной только ей причине она поругала сыночка и …пошла мыть Айфон.
Вопрос к ней: «Почему ребенок в этом возрасте ничем другим не был заинтересован?»

Когда родители сетуют на то, что он кричит и требует, ответ прост:
«Телефоны и планшеты не должны быть в зоне видимости ребенка». (Еще раз уточняю - речь идет о возрасте детей, которым еще не дано понятие о вещах и их предназначении)

Ребенок, которому несколько месяцев, никогда не будет требовать, чтобы вместо погремушки ему дали телефон… А вот малыш от полугода и старше, наблюдая за тем, как мама маневрирует по дому с гаджетом, готовя обед и общаясь в соцсетях, автоматически формирует интерес к той «штуке», которая у нее в руках.

Пришедший с работы и уставший от бытовых реалий папа, погружаясь в мир виртуальный (например, в игру «Танки), не замечает, как собственноручно дает свой телефон «просто подержать» малышу. В этот момент тихо сидящий и не мешающий ребенок очень выгоден обоим родителям. Ведь он им дает возможность заниматься своими делами…

В итоге родители с гордостью говорят: «Наш ребенок в два года уже сам скачивает себе игры». Предел их восхищения постепенно начинает угасать к школьному периоду жизни. Ведь теперь из-за компьютера (планшета, телефона) у ребенка нет желания делать уроки… 

Что ощущает ребенок?

Своими играми он заполнял интерес познания чего-то нового, удовлетворял потребность поиграть. И вдруг – у него забрали любимый гаджет из-за тройки, спрятав телефон до того времени, пока он не станет отличником...

Взрослым кажется, что они нашли прекрасный мотиватор для того, чтобы ребенок полюбил учебу. Но практика показывает, что они заблуждаются, а их дети копят агрессию на собственных родителей…

Если в раннем возрасте (от года и старше) дети будут вместе с родителями познавать мир посредством чтения книг, совместного рисования, собирания конструкторов и мн. др., то у ребенка будет формироваться понимание того, чем можно заниматься дома. 

В 3-4 года малыш может самостоятельно играть. Но есть одно условие: уделите ему перед этим 20-30 минут. Зарядите его позитивом и заинтересуйте тем, чем он будет заниматься без Вас.

«Мы с тобой собрали классный пазл!!! Как мне понравилось, что ты сделал это быстро! Давай уберем это на место, и ты мне нарисуешь какой-нибудь сюрприз» - это примерный итог Вашей совместной деятельности и настрой на другой вид занятий.

Постепенно войдет в жизнь ребенка и компьютер (планшет). Если к этому моменту дети привыкли, что у них в течение дня разные виды деятельности, то увлечение компьютерными играми слегка разбавит их день и не более.

Речь идет о том, что нам, взрослым, ни в коем случае нельзя лишать детей того, что вошло в нашу жизнь, и без чего мы и сами порой дня одного прожить не можем.
И в наших же силах научить детей целесообразно использовать свое время…

А теперь - обещанное продолжение примеров работы с аудиторией родителей, пришедших на мастер-класс.

На вопрос: «Любят ли дети читать книги?»,
большая часть ответила: «Нет, трудно заставить!».

Последовал другой вопрос:
«А чья ответственность в том, что дети не хотят читать?».
Возникло молчание и некоторая смущенность.

Не зря продаются книги с картонными картинками, которые предполагается давать в руки детям еще до года. И не просто давать, а разбирать рисунки, читать стишки. И так каждый день(!), постепенно переходя к прекрасным энциклопедиям для разного возраста. Именно с такого нежного возраста и формируется интерес к книгам.

В ходе нашей работы большинство участников признавалось, что книги были куплены, но времени не хватало ими заинтересовывать ребенка, мешали различные обстоятельства…

А в это время гаджетам ничто не мешало.
Более того – они помогали родителям в нужный момент присмирить свое чадо.

Дорогие родители! Во всем нужна последовательность.
Если мы, взрослые, будем ее придерживаться, то и в поступках детей со временем мы увидим аналогичное.


Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?